Охранять природу – значит охранять Родину
Калейдоскоп — это разноцветные стеклышки, собранные внутри оптического прибора, игрушка, поворачивая которую мы видим удивительные узоры. Наш экологический калейдоскоп — сочетание разнообразных направлений, которые помогут самостоятельно работать над повышением своего уровня экологической культуры.
Недаром Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле — от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу — значит охранять Родину». Следовательно, наша задача — воспитать своих обучающихся не просто пассивными наблюдателями, они должны стать активными участниками распространения экологической культуры среди сверстников, друзей, родителей, жителей поселка.
Каждый день мы наблюдаем отрицательное воздействие человека на окружающую среду: вырубку леса, выброс бытового мусора, слив в реки отходов и многое другое. Все прекрасно понимают, что дети — невольные соучастники этих действий.
С чего начать решение данной проблемы? Конечно, с повышения экологической грамотности и культуры населения, особенно подрастающего поколения.
В этом направлении Большелугская школа работает давно, что дало возможность создания экологической практики, которая успешно реализовывалась на протяжении всего учебного года, начиная с 1 сентября 2019 года. Она охватывает три направления: образовательный, природоохранный и здоровьесберегающий блоки.
Нам помогает активное сотрудничество с Государственным автономным учреждением дополнительного образования Иркутской области «Центр развития дополнительного образования детей» с реализацией на базе школы Мобильного технопарка «Кванториум» и научно- образовательного общественно — просветительского проекта «Экологический патруль».
Адресная группа, на которую ориентирована наша практика, — учащиеся начальной, основной и средней школы, родители обучающихся, жители поселка. Наша цель — это создание единой развивающей среды для формирования у обучающихся экологической культуры и экологических компетенций.
Для реализации практики имеются все необходимые условия: разработаны и реализуются программы внеурочной деятельности по экологическому образованию; педагоги проходят курсовое обучение, проводят семинары; классные часы. Имеется необходимое оборудование для проведения экологических мероприятий, а также лабораторных исследований. В 2020 году в конкурсном отборе проектных команд Всероссийского научно-образовательного общественно-просветительского проекта «Экологический патруль» стали ПОБЕДИТЕЛЯМИ. Школа получила статус муниципальной опорной площадки Проекта «Экологический патруль» в Иркутской области и получила набор оборудования для проведения экологического мониторинга воды, воздуха и почвы.
Работа образовательного блока включает следующие направления деятельности:
это и осуществление проекта «Межпредметная интеграция как средство реализации экологического образования в школе». На уроках географии, биологии, химии, физики, информатики, литературы, русского языка, английского языка, истории, обществознания учителя использовали задания экологического характера; и практикум по географии Иркутской области «Мониторинг качества питьевой воды в поселке Большой Луг; и участие в Общероссийских и международных открытых уроках в рамках Всероссийского проекта фонда „ЭРА“, зеленого движения России „ЭКА“, онлайн —платформы „Всероссийский заповедный урок“. (Экокласс. рф); и реализация дополнительных образовательных программ естественнонаучной направленности Мобильного технопарка „Кванториум“.
Природоохранный блок раскрывается через такие направления деятельности, как разработка проектов для обучающихся; пропаганда и разъяснение идей охраны природы: проведение мероприятий для школьников, бесед, выпуск газет, буклетов, распространение листовок, композиций в виде агитбригады, проведение субботников и экологических акций: „Покормите птиц“, „Час Земли“, „Зеленая кисточка“, „Аллея памяти“, „Зеленая Россия“, „Час Байкала“, Байкальский экологический диктант» и др.).
Особую важность составляет здоровьесберегающий блок. В нем заключена не просто пропаганда здорового образа жизни. На практике учащиеся постигают азы, как правильно вести себя в окружающем мире, потому что в него включены такие мероприятия, как учебные тематические экскурсии по географии, биологии, русскому языку (уроки развития речи), физической культуре в окрестностях школы и в районе структурного подразделения ГАУ ДО ИО «Большелугский эко-центр»; трудовые десанты по благоустройству территории школы и «Эко-Центра» (совместно со структурным подразделением ГАУ ДО ИО «Большелугский эко-центр» — ученические летние практики); участие детей и родителей в природоохранных мероприятиях, а также турслеты, туристические походы.
Такая большая работа не проходит даром. Результаты педагогов и учащихся Большелугской общеобразовательной школы № 8 говорят сами за себя. За 3 года на научных конференциях, симпозиумах, форумах различного уровня педагоги школы делились опытом работы по темам экологического направления 15 раз. Внеурочная занятость учащихся по экологическому воспитанию дает такие результаты: 2021-22 уч. год — 135 учащихся, 2022-23 уч. год — 240 учащихся посещали кружки в этом направлении. Победителями и призерами очных олимпиад различного уровня с 2019 года стало 53 ученика. На НПК, конкурсах, фестивалях различного уровня призовые места имеют 42 ученика.
Каждый человек в ответе перед будущим за состояние земной природы. Если не думать о последствиях своей деятельности, то можно нанести ей невосполнимый ущерб, а то и вовсе погубить природу, а значит — и жизнь на Земле. Задача школы сегодня не только научить ребенка различным наукам, но и воспитать в нем патриотизм, понимание того, что он должен сохранить эту Землю. Как? Об этом говорит Маленький принц из сказки Антуана де Сент-Экзюпери: «ЕСТЬ ТАКОЕ ТВЕРДОЕ ПРАВИЛО: ВСТАЛ ПОУТРУ, УМЫЛСЯ, ПРИВЕЛ СЕБЯ В ПОРЯДОК — И СРАЗУ ЖЕ ПРИВЕДИ В ПОРЯДОК СВОЮ ПЛАНЕТУ».
Чукавина А.Ю., учитель русского языка и литературы, Красулина Н.В., учитель географии